Понедельник, 6 февраля 2006 г.
О праве человека
на свободу совести в современной России
III Нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации
В соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции РФ регулирование прав и свобод человека и
гражданина, в том числе и свободы вероисповедания, может осуществляться только
на федеральном уровне. В то же время с
1994 года по настоящее время в субъектах Российской Федерации принято уже около
30 нормативных актов, существенно ограничивающих законную религиозную
деятельность и конституционный принцип равенства граждан, как и их
религиозных объединений перед законом.
Местные власти в силу
низкой правовой культуры стали искать специалистов по религии в Русской
православной церкви, что придало работе региональных органов конфессионально
необъективный характер и привело к появлению ряда нормативных актов,
направленных на ущемление прав верующих, приглашающих для
своей религиозной деятельности иностранных граждан (так называемых
"миссионеров"), а также всех религиозных объединений, в которых так
называемые "традиционные" конфессии видят нежелательных конкурентов.
Например, архиепископ
Рязанский и Касимовский Симон так наставлял в 1997 году Рязанскую областную
Думу: "Россия оказалась в условиях нарушения
прав религиозного большинства по сохранению своей духовной традиции. Уравнение в правах Православной Церкви и
различных сект исключает право верующего большинства быть пропорционально
представленным в общественной жизни."
Архиерей предлагает "сформировать из конструктивных
общественных сил с участием Рязанской епархии группу для разработки главы в
Уставе области, которую можно назвать так: "Религиозная безопасность и нравственное здоровье граждан Рязанской
области. Экспертные функции могут взять на себя государственные органы,
общественность и представители традиционной культурообразующей религии".
И эти предложения были положены (не только в
Рязанской области) в основу региональной религиозной
политики и местного законотворчества.
Принятый в ноябре 1994
года закон Тульской области "О миссионерской (религиозной) деятельности на
территории Тульской области" явился одним
из первых областных законов и послужил образцом для принятия аналогичных актов в
Тюменской, Рязанской областях, Хабаровском крае и в других регионах. И тульский, и
подобные ему законы и постановления предусматривают, помимо установленной федеральным законом
регистрации, получение
дополнительного разрешения со стороны местных властей на религиозную
деятельность, устанавливают плату за регистрацию миссионерских организаций,
требуют предоставления дополнительных документов, которые в ряде случаев
предоставить просто невозможно, а также письменного
согласия родителей у лиц моложе 18-ти лет, желающих присутствовать на
проповеди. Разработана целая
система запретов и ограничений для религиозных объединений,
"находящихся в каноническом или ином подчинении у зарубежных религиозных организаций" (формулировка закона
"О религиозной деятельности на
территории Хабаровского края").
Абсолютно неправовым, противоречащим и Конституции, и международным
обязательствам России, является предписание
иностранным миссионерам заранее согласовывать программу своих мероприятий с
местным органом аккредитации. Таким образом
государство в лице местной администрации, следуя сталинско-брежневским
традициям, корректирует внутренние установления церквей, определяет порядок и
условия религиозной жизни.
Еще дальше зашло Законодательное
собрание Свердловской области, принявшее в конце 1996 года закон "Об
осуществлении миссионерской деятельности на территории Свердловской
области". Религиозные миссии и миссионеры (как иностранные, так и
отечественные) обязаны теперь, помимо
прочих многочисленных документов, представлять в областное управление юстиции
"священную книгу или свод законов с нотариально заверенным переводом".
И теперь это дискриминационное требование после подписания его губернатором Э.
Росселем, имеет в Свердловской области силу закона.
При этом произвольное включение местными законодателями и
администраторами тех или иных конфессий в "черный список" "тоталитарных сект" приводит к тому,
что адвентисты седьмого дня, христиане веры евангельской и сатанисты
оказываются в одном ряду.
Согласно комментарию прокурора Ярославской области 0. Фисуна к
проекту соответствующего областного закона, "в правоприменительной
практике при распознании сект придется руководствоваться в основном
субъективными критериями".
Ярким примером
законодательства о "распознании сект" служит вступивший в
действие в марте 1997 года и с тех
пор благополучно действующий закон "О регулировании деятельности
религиозных сект, представительств (филиалов) иностранных религиозных
организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Архангельской
области". Под "религиозной сектой" здесь
"понимается" религиозное объединение, обладающее вероучением,
"отличным от учений традиционных религий". "Секты" и
прочие "отдельные проповедники" не вправе даже получать в аренду
помещения на общих основаниях с другими общественными и
"традиционными" религиозными объединениями.
Вступление в силу нового закона "О свободе совести и
религиозных объединениях", существенно изменившего (и отнюдь не в лучшую
сторону) правовое поле религиозной деятельности, не остановило местный
законодательный процесс. В регионах продолжают подправлять федеральное
законодательство.
Так, 16 января 1998 года председателем Государственного Совета Республики Дагестан был подписан принятый Народным Собранием закон о
внесении дополнений в республиканский закон "0 свободе совести, свободе
вероисповедания и религиозных организациях". Гарантированное ранее в
преамбуле этого закона обеспечение равенства всех религиозных конфессий дагестанские законодатели заменили
равенством "всех традиционных религиозных конфессий", что само по
себе уже свидетельствует о дискриминации религиозных меньшинств и граждан с
"нетрадиционными" убеждениями.
Двойное регулирование свободы вероисповедания по-прежнему
сохраняется. Двусмысленность ряда положений нового федерального закона,
произвольно толкуемого на местах, в сочетании с местным репрессивным
законодательством приводит к произволу чиновников, и в конечном счете - к
дискриминации и проявлениям геноцида.